Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2013 / 02 / Доигрались… Скандал вокруг петербургского театрального долгостроя

Актуальная тема

Доигрались… Скандал вокруг петербургского театрального долгостроя

В.Д. Красильников

Совета по архитектуре САР, первый вице-президент Международной академии архитектуры в Москве, народный архитектор РФ, академик

Иллюстрация_№1

Доигрались с политкорректностью по отношению к иностранцам, работающим на нашем строительном рынке. Доигрались с доверием ко всеми уважаемому дирижеру, сумевшему получить средства для новой сцены своего родного театра. Доигралось архитектурное руководство города, прекрасно видевшее, к чему идет строительство архитектурного монстра рядом со знаменитой Мариинкой, но не сумевшее громко об этом сказать на весь великий город, на всю страну.

 К сожалению, развал градостроительной политики в процессе формирования рыночной экономики способствовал резкому падению доверия к архитектурной профессии, и без того слабого после хрущевского разгрома в конце пятидесятых годов. А политика последнего десятилетия по активному привлечению в страну иностранного капитала привела к массовому участию иностранных архитекторов, как правило весьма невысокого уровня и не имеющих работы дома, в проектировании и строительстве серьезных объектов в России. И история строительства новой сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге – яркий и поучительный тому пример.

 В профессиональной архитектурной среде с первого дня организации почти десять лет назад конкурса и в последующие годы не было сомнений как в неудачном для такого гигантского объема выборе весьма тесного участка, так и в организации всего проектного дела с участием постоянно сменяющихся ведущих иностранных авторов проекта – на каждом этапе все более низкого профессионального уровня.

 Три года назад, когда очередной (уже канадский) архитектор представил свой проект фасадов театра, по просьбе питерских архитекторов Совет по архитектуре Союза архитекторов России рассмотрел в Ленкомархитектуре этот проект и высказал в присутствии канадского архитектора весьма отрицательное к нему отношение. К сожалению, это никак не повлияло на ход строительства. И вот этот фасад предстал перед взором на ужас всех горожан. Другого результата нельзя было и ждать.

 Год назад, когда строительство наконец вышло на финишную прямую, я написал заметку в «Архитектурный Петербург» («Еще один теперь питерский театральный долгострой», АП №3(13), 2012), где сделал еще одну попытку призвать общественность города организовать широкое обсуждение архитектурного решения строящегося здания театра. При этом я просил учесть, «что речь идет не только о затрате огромных государственных средств (около миллиарда долларов), но и уникальном творческом коллективе и не менее уникальном градостроительном месте в центре города всемирного архитектурного наследия».

 Но по непонятным мне причинам этот призыв не был услышан. Может быть, был признан опоздавшим. Я, отдавший не менее пятидесяти лет проектированию и строительству зрелищных зданий, пишу эту заметку, чтобы с помощью общественного мнения города исправить хотя бы архитектуру главных фасадов. Для чего отложить эксплуатацию нового здания театра до осени, а за это время быстро, силами питерских архитекторов, сделать новый проект фасада, а строителям за оставшиеся месяцы его осуществить.

 Я понимаю, что это – не кардинальное решение, но и мне ясна нереалистичность призывов снести построенное здание, которые раздаются среди активных горожан.

 Думаю, даже переделка фасада и его архитектурное улучшение укажет иностранным пришельцам и их российским покровителям на невозможность влезать в чужой тысячелетний культурный огород, особенно в городе – гордости российского градостроительства.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020