Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2012 / 05 / Возвращение в историю (генезис летнего сада)

Ландшафтная архитектура

Возвращение в историю (генезис летнего сада)

Елена Штиглиц

член Санкт-Петербургской ассоциации ландшафтных архитекторов, зав. сектором развития садов Государственного Русского музея

Иллюстрация_№1

В 2004 году Летний сад был передан на баланс Русскому музею. В тот год отмечался 300-летний юбилей этого старейшего сада Санкт-Петербурга. Любимый «парадиз» Петра I – Летний сад – создавался одновременно с новой столицей. Над его обликом в течение двух веков работали великие мастера: И. Матвеев, Я. Роозен, Д. Трезини, Ж.Б. Леблон, М. Земцов, Ф.Б. Растрелли, Ю.М. Фельтен, Л.И. Шарлемань, К.И. Росси. Первые сады, которые изучил Петр I во время своих путешествий за границу, были голландскими. Летний сад в своем развитии прошел путь от скромного голландского сада до великолепной парадной резиденции. Первые работы по разбивке аллей и площадок, устройству фонтанов, посадке деревьев проводились по личному указанию Петра I. В 1717 году знаменитый французский архитектор, ученик Андре Ленотра Ж.Б. Леблон выстраивает композицию Летнего сада, основываясь на принципах регулярных французских садов. Он разработал грандиозный проект создания трех Летних садов и Большого Царицына луга.

 Первый и Второй Летние сады были разделены Поперечным каналом и Большой оранжереей. В этот период на месте деревянного возводится каменный Летний дворец с Гаванцем и людскими покоями, строится павильон Грот, Зеленые кабинеты, Люстгаузы, Огибные аллеи, три деревянные галереи на берегу Невы. Для украшения сада в Италии заказываются мраморные скульптуры. Во Втором Летнем саду устроен Карпиев пруд и две «этуали». За Большой оранжереей, у Фонтанки в Красном саду, расположены огороды и теплицы. За Поперечным каналом устраивается садовый лабиринт, украшенный фонтанами в нишах трельяжных беседок на сюжеты басен Эзопа – масштабная композиция, занявшая главное место в планировке Второго Летнего сада. В описи 1736 года дан подробный перечень фонтанов лабиринта. К этому времени был сделан и поставлен 31 фонтан со скульп-турными группами.

 Развивая идеи Леблона, в 1730–1750 годах Ф.Б. Растрелли создает необычайно торжественную партерную композицию и завершает ее уникальным архитектурным сооружением – величественным каскадом «Амфитеатр», необычайной красоты, по которому спускалась вода. Полукруглый в плане, он занимал всю ширину боскета. Главный фасад был обращен к партеру. Центральный водомет в форме высокого трехступенчатого пьедестала был богато украшен скульптурой, вазами и позолотой. Широкие пандусы со стенками, где располагались три ниши для фонтанов, вели с двух сторон на мраморные площадки, откуда открывался великолепный вид на весь партер. Растрелли, взяв за основу чертеж Леблона, несколько изменил рисунок партера, увеличил и придал ему изысканный орнамент кружевных цветников. В центре партера появился один из самых нарядных фонтанов Летнего сада – «Коронный». К середине 1730-х годов в саду было построено несколько деревянных оранжерей: «Африканская», «Зимняя», «Светлая», «Паровая», «Ананасная», где выращивались «цитроны», «аплицыны», «кофейные и прочие заморские деревья».

Следующий период в развитии Летнего сада начался после разрушительного наводнения 1777 года, когда были разобраны людские покои, засыпаны Гаванец и Поперечный канал. Оба сада объединяются в большое единое пространство. Совпадение одного из крупнейших наводнений в истории Санкт-Петербурга со временем изменения вкусов в области устройства садов (регулярные «французские» сады уступали место «английским», пейзажным) привело к тому, что многое уничтоженное стихией в Летнем саду уже больше не восстанавливалось. Так, например, после этого наводнения были засыпаны поврежденные фонтаны Лабиринта, позже, в 1786 году, разобраны два каскада «Дельфиновый» и «Амфитеатр», перестали подстригаться деревья. В 1778 году Екатерина II писала Вольтеру: «Я страстно люблю теперь сады в английском вкусе, кривые линии, пологие скаты, пруды в форме озер, глубоко презираю прямые линии. Ненавижу фонтаны, которые мучают воду, давая ей течение противное ее природе».

С середины XIX века облик сада начинает меняться. Появляются новые сооружения. Строится Каменная терраса на Лебяжьем канале, архитектор К.И. Росси перестраивает павильон Грот в Кофейный домик, по проекту Л.И. Шарлеманя со стороны Мойки строится чугунная ограда и деревянный Чайный домик. У Карпиева пруда в 1839 году поставили порфировую вазу – подарок шведского короля. Во Французском боскете установили бронзовый памятник И.А. Крылову работы П. Клодта. За время с момента посадки из-за сильно разросшихся деревьев в тени под кронами постепенно стали погибать стриженые шпалеры («зеленые стены») – фон для мраморной скульптуры.

Территория Летнего сада перешла к Русскому музею уже в достаточно солидном возрасте – 300 лет – со своими болезнями и проблемами. На основании проведенных исследований стало ясно, что более 50% деревьев находятся в критическом состоянии. Более 70% деревьев в Летнем саду вступили в фазу естественного старения. Летний сад с точки зрения специалистов представлял собой разросшийся неухоженный парковый массив, который не имел ничего общего с великолепными «парадизами» регулярных садов XVIII века.

Сад ждал своей реконструкции, спасения прежде всего своего истинного облика и живых свидетелей 300-летней истории – деревьев так называемого «золотого фонда» (в исторических садах Европы все деревья старше 150 лет заносятся в особые реестры и фонды как живые памятники природного и культурного наследия).

В 2008 году после продолжительных согласований, в торжественный год 110-летия Русского музея началась самая грандиозная и масштабная работа во всей практике реставрации садово-парковых объектов за последние 50 лет – реконструкция Летнего сада. Проект выполнен ОАО «СПб институт «Ленпроектреставрация» и ООО «Рест-Арт-Проект» при активном участии специалистов КГИОП и Русского музея. Проект включал в себя комплексную реставрацию Летнего сада как памятника садово-паркового искусства XVIII века, с воссозданием ряда объектов, исторически существовавших на его территории, с музеефикацией наиболее сохранившихся элементов, обнаруженных при археологических раскопках, реконструкцией инженерной и хозяйственной инфраструктуры и максимального сохранения зеленого массива сада.

Одной из первоочередных и основных мер по осветлению внутреннего пространства Летнего сада являлось кронирование деревьев – поэтапная вырезка до 30% ветвей каждого дерева. Все деревья максимально сохранялись, даже если они попадали в конструкцию партера или другие сооружения. При сохранившейся основной геометрической регулярной планировке Летнего сада восстановление шпалер – одно из самых главных мероприятий по возврату основных черт художественного облика сада первой четверти XVIII века. В Летнем саду стриженые стены боскетов (за-мкнутые пространства квадратной формы) устраивались из часто посаженных кустов или деревьев, ветви которых привязывались к каркасу. По такому же принципу устраивались крытые аллеи – «берсо».

На сегодняшний день на территории Летнего сада высажены насколько тысяч деревьев и кустарников. Внутри боскетов посажены породы, которые будут ежегодно кормить птиц своими плодами. А самое уникальное растение из всех – это шпалерная липа, которая, являясь фоном для беломраморной коллекции итальянской скульптуры, вернула облик истинного сада XVIII века.

В свое время теоретик и практик садово-паркового искусства Л.М. Тверской оставил тезисы «К вопросу о восстановлении парков регулярного типа»: «...когда парк приближается к массовой гибели деревьев, замена отдельных экземпляров новыми уже недостаточна. Необходимо к этому времени иметь питомник, пользуясь которым можно было бы заменять целые аллеи и боскеты во всем парке». Так сложилось исторически, что питомники Германии всегда были основными поставщиками для императорского двора и российской аристократии. На сегодняшний день еще сохранились памятники садово-паркового искусства, где можно встретить деревья, привезенные из немецких питомников. Эксклюзивным поставщиком растений для Летнего сада стал один из таких древесных питомников – «Лорберг» (Lorberg, Германия) со 150-летней историей. Найдены очень интересные сведения о цветочном ассортименте в садах этого же периода – высаживались «белые и золотые парцизы (нарциссы), всякие тюльпаны, тацеты, жонкили и яценты» (гиацинты), которые особенно ценились Петром I за их сильный аромат. Эта любовь к душистым цветам, к ароматным травам переносится из старых русских садов в новую резиденцию. Есть сведения, что Летний сад в первые годы своего существования даже назывался «цветочным». В Красном саду перед малой оранжереей воссоздан огород для посадки овощных и пряных культур в виде четырех участков с грядами, обрамленными полосой газона и фонтаном в центре композиции. Здесь Петр I впервые демонстрировал своим гостям картофель, а в Малую деревянную оранжерею на зимний период убирали кадки с померанцевыми и другими тропическими растениями, которые выставляли на аллеи, у фонтанов и в партере.

Основная композиция Летнего сада состоит из воссозданных главных боскетов: «Крестовое гульбище», «Менажерийный пруд», «Вольер-птичник» и «Французский партер», с сохранением памятника И.А. Крылову на историческом месте и фонтанной системы – одного из главных украшений Летнего сада. На центральной аллее восстановлены четыре действующих фонтана и еще пять – на всей территории сада. Выполнена музеефикация фонтана «Фаворитка» в одном из Зеленых кабинетов – археологического памятника петровской эпохи. Всю подлинную мраморную скульптуру в целях ее сохранения от разрушающего воздействия убрали в закрытое помещение и будут экспонировать в залах Русского музея, а в саду установили точные копии в соответствии с расстановкой петровского периода. Дорожки после замены старых и прокладки новых инженерных коммуникаций восстановлены по технологии капитального ремонта набивного покрытия.

Большие изменения произошли и со знаменитой Фельтеновской Невской оградой. В 1867 году на месте центральных ворот была установлена часовня в память о покушении на царя Александра II. Малые ворота ограды тогда перенесли к стенам часовни. Центральные ворота исчезли, и до сих пор никаких сведений о них не найдено. В 1931 году часовню демонтировали и вместо нее поставили секцию рядового звена ограды. В рамках проекта была выполнена 3D-модель входа в Летний сад со стороны Невы. И сегодня воссозданные створки Центральных ворот с великолепным позолоченным навершием снова открывают для гостей вход в блистательный дворцово-парковый ансамбль.

Добро пожаловать в Летний сад!

Фото Елены Штиглиц

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020