Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2012 / 03 / Сенная площадь: актуальные аспекты развития.

Теория и практика

Сенная площадь: актуальные аспекты развития.

Илья Филимонов

архитектор

Санкт-Петербург – один из немногих крупных городов, центру которого удалось сохранить целостную структуру и исторический облик, характерные для начала ХХ века. Это, прежде всего, связано с огромной работой, проделанной в 20–30-х годах мастерской И.А. Фомина и Музеем города под руководством Л.А. Ильина, а также уменьшением роли мегаполиса в контексте страны.

Иллюстрация_№1

Однако, говорить о том, что историческая среда Ленинграда не развивалась, неверно. Основные изменения коснулись структуры районных и общегородских центров, социальных объектов и системы общественного транспорта, так как необходимо было создать инфраструктуру, отвечающую новой общественно-политической модели.

 Под воздействием этих и других факторов происходило усиление одних функциональных центров и угасание других. В ряде случаев произошел сдвиг функций относительно текстуры застройки. Это, в свою очередь, привело к смене направленности векторов развития в среде и, как следствие, вызвало активизацию эволюционных процессов в ней.

 Но развитие архитектуры фоновой застройки не было таким явным, вследствие ее потенциальной инертности, а отчасти из-за социально-экономической формации и современного этапа развития общества. Активные изменения начались только в ХХI веке, с переходом к рыночной экономике и развитием сферы услуг.

 Таким образом, многие изменения, произошедшие в прошлом столетии, поставили целый ряд архитектурно-градостроительных задач, нерешенных до сих пор и вызывающих активные дискуссии.

 Самым ярким примером этому может служить Сенная площадь. За последние полвека темпы ее развития значительно возросли. Это привело к возникновению диссонанса внутри композиционно-пластического центра, а также и между ним и архитектурой фоновой застройки. Предпринимавшиеся попытки решить эту проблему не увенчались успехом. Так в разное время на площади появлялись торговые павильоны, был построен тор- говый центр «ПИК», усугубивший деструктивные тенденции, в 2003 году, к юбилею города на пересечении осей Московского проспекта и Садовой улицы была установлена Башня Мира, демонтированная в 2010 году.

 Последние концепции предполагают частичную реконструкцию дореволюционного облика площади с возможным воссозданием храма. Но это не решает ни градостроительных, ни логистических проблем, связанных с этим пространством, а наоборот усугубляет их. Так как предлагаемое решение соответствует развитию среды начала ХХ века.

 Для понимания путей развития всего средового района необхо- дим анализ его ткани, и места в контексте города.

 Сенная площадь расположена на пересечении Московского проспекта и Садовой улицы на протяжении всей своей истории была важным общественным центром и транспортным узлом, эволюционировавшим в контек- сте системы центров, располо- женных вдоль Садовой улицы от Коломны до Невского проспекта.

 Самым западным из них является площадь Тургенева (Покровская площадь), композиционный центр района Коломны, на которой до 1934 года располагалась Покровская церковь, построенная по проекту архитектора И.Е. Старова. Восточнее – Никольская площадь с расположенным на ней ансамблем Николо-Богоявленского морского собора и Никольским рынком. Далее в этой системе занимают свое место Сенная площадь, Апраксин двор и Гостиный двор на пересечении с Невским проспектом.

 Развитие городского общественного транспорта привело к увеличению суточной миграции населения, изменению векторов развития в среде и, как следствие, смещению общественных функций от площади Тургенева и Никольской площади к Сенной вдоль связывающей их маги- страли. Решающую роль в этом процессе сыграло строительство метрополитена в середине ХХ века. Оно позволило начать но- вый этап формирования Сенной площади, Апраксина двора и Гостиного двора, как единого мощного транспортного и торгового узла, который в настоящее время дополнен пешеходной торговой зоной, параллельной Московскому проспекту и выходящей на набережную р. Фонтанки, а также развивающимся пешеходным направлением вдоль Садовой улицы – от улицы Ефимова до Гороховой улицы.

 Такое перераспределение при- вело к почти полному закрытию Никольского рынка и активной интеграции сферы услуг в жилую среду на всем протяжении Садовой улицы – от Сенной площади до Невского проспекта.

 Еще одним важным изменением, оказавшим влияние на городской ландшафт, стало отделение религии от государства и, как следствие, закрытие приходов и последующее приспособление или снос ряда церквей. При этом освобождаемое пространство замещалось новыми функция- ми.

 Так было и с Успенской церковью (Спас на Сенной), построенной в 1753-1765 годах, и снесенной в 1961 году для устройства надземного павильона станции метро «Площадь Мира».

 Сейчас, когда речь идет о ее воссоздании важно учитывать изменения, произошедшие за полвека. Так как она занимала ключевое композиционное и логическое место в пространстве, после ее сноса оно было заполнено новыми функциями, и дальнейшее формирование среды шло без ее учета.

 В глобальном масштабе снос этой градостроительной доминанты, формирующей ландшафт, – это не единичный случай. В разные годы был уничтожен целый ряд культовых сооружений формировавших небесную линию, что позволяет рассматривать этот процесс как эволюцию среды. К такому же роду процессов можно отнести расширение границ рассматриваемого функционального центра, то есть активную интеграцию общественных функций в окружающую застройку. Таким образом, жилая среда постепенно отступает, и взамен формируется общественная, что снижает потребность в приходе. Сама логика формирования пространства площади изменилась под воздействием множества факторов. Торговая зона пере- местилась из центра в окружаю- щую застройку, освободив место транспорту; четко прослежива- ется тенденция к формированию макроцентра вдоль Садовой улицы. С этой точки зрения, до- минирующая роль церкви в про- странстве противоречит ее роли в контексте площади и общества, в свою очередь, изменения позволяют говорить о необходимости комплексного развития среды, исходя из существующей картины.

 Вполне возможно формирова- ние новых акцентов и доминант, соответствующих настоящим направлениям развития и учитывающих функциональные аспекты. Архитектура фасадов проектируемого торгового центра «Пик-2» вполне может быть современной, а не обезличенной, бесконечно использующей ссылки на классику. В основе его композиционного построения должно быть актуальное отражение места объекта в структуре площади. Это в первую очередь торговый центр, включающий в себя вестибюли 2-х станций метрополитена – «Садовая» и «Спасская». Таким образом, он замыкает на себя основные потоки, что должно отражаться в его архитектуре. Композиционная целостность всей площади достигается сохранением общей масштабной линейки, так как основной причиной деструктивного влияния торгово-развлекательного центра «ПИК» на среду является его внемасштабность.

 Применение в проектируемом здании элементов фасада, сомасштабных элементам снесенной церкви, обеспечит баланс во всем пространстве и завершит формирование композиции площади. При этом отсутствие утраченного собора не уменьшит качества среды, а наоборот, позволит ей полноценно развиваться.

 Таким образом, развитие Сенной площади должно происходить в контексте всей системы центров, образованных Садовой улицей, и учитывать как сложившуюся картину, так и перспективы развития. Плотность застройки исторической среды и статус самого места, как крупного транспортного узла и общественного центра, обязывают тщательно подходить к формированию функциональной структуры, разного рода потоков и соответственно архитектуры, отчасти несущей в себе информационную составляющую. А в основе подхода, способствующего устойчивому развитию и сохранению образа места, прежде всего должен лежать комплексный анализ, дающий представление о структуре и потенциале пространства, что в свою очередь позволит формировать как застройку, отвечающую современным потребностям, так и функциональную структуру и транспортные потоки, непосредственно влияющие на архитектуру.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020