Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2012 / 03 / Архитектурный микрокосм на Троицкой площади

История

Архитектурный микрокосм на Троицкой площади

ЛенНИИпроект – почти ровесник нашего города в его новой, революционной ипостаси.

ЛенНИИпроект воспринимается сегодня как главный хранитель лучших традиций ленинградской архитектурной школы, обладатель бесценных инженерных и конструкторских кадров, гарант качества и надежности. В преддверии юбилея Союза архитекторов уместно вспомнить страницы истории крупнейшего проектного института Северной столицы.

Иллюстрация_№1

С. П. Шмаков, руководитель мастерской № 3

«Я пришел в Ленпроект в 1965 году из Гипрогора по приглашению В.В. Попова. С огромным пиететом вспоминаю патриархов, которые руководили мастерскими в годы моей молодости: Е.А. Левинсон, И.И. Фомин, из более молодых – Д.С. Гольдгор, С.Б. Сперанский. Тогда Ленпроект был гигантской и, по сути, монопольной структурой, насчитывающей в своих рядах около 3000 человек и имеющей несколько филиалов. Проектные мастерские делились, с одной стороны, по районному, а с другой – по функциональному признаку. Мастерская № 6, в которую я пришел, занималась в то время Московским районом и начинала освоение севера, и в эту работу я активно включился. Большой квартал № 87 из трех больших колец на въезде в город со стороны Пулковского шоссе, созданный в 70-е годы из скудного набора типовых элементов тех лет, и сегодня вызывает во мне чувство удовлетворения. Случались и грустные истории, и курьезы. Известен «анекдот», произошедший после публикации в прессе статьи московского архитектора и критика Глазычева об осуществленном проекте детского сада в пер. Джамбула. С легкой руки Глазычева необычные детали оформления фасадов получили наименование «масонских знаков». «Соответствующие органы» отреагировали оперативно, и назревал серьезный скандал с участием главного архитектора Булдакова и руководства Ленпроекта. К счастью, подувшие в конце 80-х ветры перемен позволили этой истории закончиться благополучно.

 М. В. Сарри, руководитель мастерской № 6

«Обстоятельства, приведшие меня в ЛенНИИпроект, стали со временем моим осознанным выбором. Тема жилищного строительства интересовала меня еще в студенческие годы (я учился в ЛИСИ, защитил по этой теме диплом). Есть мнение, что архитектор, умеющий проектировать жилье, умеет все. В Ленпроекте всегда работали и занимались жилищным строительством действительно выдающиеся мастера. Шестой мастерской руководил В.И. Щербин, главными архитекторами проектов в ней работали такие замечательные зодчие, как С.П. Шмаков, В.Э. Шевеленко, Ю.М. Песоцкий. Работа последнего, а именно производственно-лабораторный корпус института «Ленгипроводхоз» (пр.Гагарина, 1) была в середине 70-х годов опубликована в западном архитектурном журнале (большая редкость по тем временам) и наряду с проектом здания ЛЭТИ В.Л. Левиаша владела умами многих архитекторов как образец «брутальной» кирпичной архитектуры. Под руководством В.И. Щербина я работал до его кончины в 1996 году, после чего сам возглавил 6-ю мастерскую. Когда наступила перестройка, многие архитекторы основали собственные творческие мастерские. Я в те годы был настолько поглощен текущей работой, что заниматься организационными моментами по устройству собственной мастерской просто не мог. Сейчас я об этом не жалею. Если на волне демократизации общества многие инвесторы воспринимали ЛенНИИпроект как некий рудимент советского бюрократического строя (этот шлейф тянулся за нами довольно долго), то сейчас у нас, скорее, имидж главных наследников и хранителей лучших советских архитектурных традиций, гарантов основательности и качества.
Быть может, в собственной персональной мастерской в годы строительного бума я мог бы заработать больше. Однако сейчас, в кризисное время, нас очень выручают бюджетные заказы (проектирование школ, детских садов и т.п.) и жилье эконом-класса, которым мы занимались все эти годы и к которому «персоналки», как правило, не проявляли особого интереса. Сейчас, по рассказам коллег, мастерские, специализирующиеся на элитном проектировании, оказались в довольно сложной ситуации.

 Н. А. Афошин, руководитель мастерской №5

«Моя работа в ЛенНИИпроекте началась в 1970 году. Я попал в 5-ю мастерскую, которой руководил тогда Д.С. Гольдгор. Через 10 лет меня перевели начальником в 19-ю мастерскую, а еще спустя 5 лет я возглавил свою родную 5-ю мастерскую. Одним из первых наших крупных заданий был большой район Рыбацкое. Тогда он представлял собой деревню, поле и трамвайное кольцо. Разработанная нами планировка района до сих пор представляется мне удачной. С приходом рынка, когда исчезло понятие «градостроительство», возобладал хаос, и дома стали ставиться там, где были свободные участки, исчезли понятия композиции, зеленых зон. Помню случай в начале 90-х: ко мне пришли заказчики и предложили спроектировать комплекс домов в парке одного из районов. Я сказал, что это невозможно, и отказался. А вскоре на месте вырубленного парка появился плотный жилмассив без зелени, без детского сада... И этот случай ведь далеко не единичный.
К счастью, в последние годы эта вакханалия несколько поутихла. Но то, что инвесторы, в основном, являются людьми очень низкой культуры и полностью зациклены на деньгах, продолжает негативно влиять на ситуацию. Цинизм и жадность убивают творческую мысль, дискредитируют и обессмысливают труд архитектора. И я не верю в то, что кризис может принципиально оздоровить ситуацию. Но руки опускать нельзя – надо делать то, что возможно. Возвращаясь к ЛенНИИпроекту, я хочу вспомнить добрым словом тех замечательных мастеров, с которыми мне довелось работать. Помимо Д.С. Гольдгора, человека чрезвычайно спокойного, основательного и в жизни, и в своих постройках, это великолепный архитектор С.И. Евдокимов и особенно А.В. Жук, который был для меня тогда идеалом архитектора. Через школу Ленпроекта прошли многие зодчие, работающие сегодня в нашем городе, в том числе Е.Л. Герасимов, М.А. Мамошин, Ю.К. Митюрев, Г.Б. Соколов. Общение с этими людьми оставило самые приятные впечатления...»

В. Е. Арсенов, главный конструктор ЛенНИИпроекта

«Отсчет моей работы в ЛенНИИпроекте начался в 1968 году. Мастерская № 3, в которую я попал, занималась, в основном, спортивными сооружениями. При мне сначала ею руководил Л.М. Хидекель. Его преемником стал А.П. Изоитко, позже А.И. Прибульский, с которым я проработал вместе больше 10 лет. Очень долго мы занимались реконструкцией стадиона им. Кирова. С увлечением проектировали каток СКА - необычный объект, где лед находится на втором этаже: тесный участок заставил нас проявить много изобретательности. Оригинальным было наше решение конструкции бассейна Ижорского завода с переносным мостиком, позволяющим устраивать дорожки разных дистанций. Сегодня, не без помощи частных инвесторов, спортивные сооружения мало-помалу возвращаются в наш «репертуар». В своей нынешней роли куратора главных конструкторов мастерских я работаю около семи лет. Вообще, идеальный для меня вариант – быть начальником без подчиненных, но поскольку это невозможно, я делаю свое дело. Контролирую подчиненных, а строительная практика контролирует меня...Вместе мы создаем нужную людям жилую среду, и это дает удовлетворение».

 Н. А. Иноземцева, заместитель начальника инженерного отдела

«Я пришла в Ленпроект по распределению из ЛИИЖТа в 1962 году. Сегодня молодым людям даже трудно представить себе атмосферу, которая царила тогда в мастерских. Каждая из них была настоящей семьей, и мы шли на работу, как на праздник. Я попала во вторую мастерскую, которой руководил сначала В.Ф. Белов, затем Л.Л. Шретер, позже Ж.М. Вержбицкий, Н.И. Апостол. Вспоминаются и замечательные архитекторы Е.М. Рапопорт, Л.И. Шимаковский, Н.Н. Надежин. Эти выдающиеся мастера, интеллигентнейшие люди работали в тесном взаимодействии с нами, инженерами. Зодчим в полном смысле этого слова я считаю только того архитектора, который работает рука об руку с инженером. Только их тесный профессиональный союз может дать людям ту среду, в которой приятно и удобно жить. Шла массовая застройка. Наши лучшие архитекторы, люди высочайшей культуры, работали как будто со связанными руками. Они могли и хотели, но не имели возможности отклониться от жестких параметров типового жилья. В то же время мы все ощущали себя нужными людям – ведь как все были счастливы получить собственную квартиру! И ленинградцам по большому счету было не важно, как выглядит дом, какого размера кухня – это было, наконец, отдельное жилье! Счастливы были и мы – потому что работали для людей.

 Ю. П. Груздев, генеральный директор ОАО «ЛенНИИпроект»

«Впервые я познакомился с Ленпроектом в 1974 году, придя на практику в 5-ю мастерскую, которой руководил замечательный мастер, архитектор Д.С. Гольдгор. Тогда я впервые увидел, как умеют дружить, работать и отдыхать всем коллективом. И когда в 1975 году, после окончания ЛИСИ, Н.Н. Надежин пригласил меня в 17-ю мастерскую - выбор был уже сделан. Я попал в прекрасный дружный коллектив, где прошел очень хорошую школу. С благодарностью и теплотой вспоминаю сотрудников мастерской М.А. Садовского, Н.Н. Надежина, Е.Д. Лоханову, А.В. Шприца и других, которые с большой доброжелательностью и тактом учили меня и моих сверстников, в частности, Л.А. Гуцайта, Е.В. Капралову освоению непростой профессии архитектора.
Хочу сказать, что в Ленпроекте существовала и существует практика наставничества, когда за молодым новичком закрепляется опытный специалист. У нас относятся к молодежи с родительской опекой. Это неудивительно, учитывая то, что многие дети и даже внуки наших специалистов приходят работать в ЛенНИИпроект. Мы учим их быть хорошими архитекторами и прекрасными людьми. 2-ю мастерскую, которой посчастливилось руководить мне, все называли между собой «детским садом» - настолько много было в ней детей наших сотрудников. Как только я попал в институт, уже во время практики в мастерской Гольдгора, я имел возможность видеть и участвовать в праздничных капустниках, которые произвели на меня огромное впечатление. Это было коллективное творчество в полном смысле этого слова. Обычно какая-то более или менее постоянная группа писала сценарии, но затем они обсуждались всеми, и каждый мог что-то предложить, добавить, уточнить. Мы знали друг друга настолько хорошо, что обидных шуток и розыгрышей не было: все понимали, где проходит эта тонкая грань. О своем институте я могу говорить бесконечно. Я очень его люблю и считаю счастливыми проведенные здесь годы, в которых труд и отдых, радости и заботы переплелись в неразрывное и плодотворное целое»... 
(по материалам журнала «Капитель»)

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020