Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2012 / 02 / «Архитектурный ежегодник» – лучшие работы петербургских зодчих

Юбилей

«Архитектурный ежегодник» – лучшие работы петербургских зодчих

13 апреля 2012 года выходит в свет десятый, юбилейный «Архитектурный ежегодник Санкт-Петербург. 2010 – 2011».

Иллюстрация_№1

А.Х. Богатырева, главный редактор издания «Архитектурный ежегодник Санкт-Петербург»

На его страницах будут представлены лучшие работы петербургских зодчих за указанный период в следующих разделах: «Архитектурные конкурсы», «Проекты и постройки», «Реставрация, ландшафтная архитектура, архитектура малых форм», «Дипломные проекты», «Ретроспектива», «Дискуссионный листок». Основной объем проектов представлен членами Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга и НП «ГАИП», а также лучшими дипломными работами выпускников архитектурных вузов Петербурга. Особенностью этого выпуска является большое количество построек, спроектированных до кризиса; также много эскизных проектов и концепций, что стало отличительной чертой двух последних изданий.

Продолжая традиции дореволюционного «Ежегодника Императорского общества архитекторов-художников», редакция ОАМ совместно с издательством «Пропилеи» продолжает фиксацию современных архитектурных процессов в Петербурге. Прошедшее десятилетие войдет в историю города как наиболее интенсивный период проектирования и строительства, реконструкции и реставрации. В этой связи трудно переоценить историческое и культурное значение данного издания.

Каковы истинные итоги развития архитектуры Петербурга первого десятилетия XXI века, покажет время.

Вступая в эру инноваций, архитекторы, как истинные разведчики будущего, в поисках новых форм и улучшения среды обитания людей все чаще обращаются к последним достижениям мировых технологий в области строительства. Требование времени к экологии, энергосбережению и энергоэффективности привели процесс проектирования к поискам экономически оправданных решений с оптимальными техническими возможностями реализации. Неоценимую помощь в этом оказывают компании, представляющие на российском рынке последние достижения мировых строительных технологий и материалов. Их отличает сочетание  высокого дизайна с экологичностью, безопасностью, энергосбережением и разнообразием фасадных и интерьерных решений. Ежегодник предлагает вам познакомиться с ними на первых страницах издания и по достоинству оценить их вклад в современную архитектуру. Они не только оказывают существенное влияние на конструктивные и эстетические решения, но также являются непосредственными спонсорами издания. В этом году их девять: «Геострой», АКМА, «Евростройсоюз», GUARDIAN, Schuco, Hunter Douglas, MULTILIGHT, FAGERHULT, Ecophon.

Хочется надеяться, что десятый номер ежегодника займет достойное место среди изданий, посвященных архитектуре, и внесет свой вклад в историю и культуру Санкт-Петербурга.

Слово – членам редакционной коллегии «Архитектурного ежегодника»:

Святослав Гайкович

Уходящие в никуда ажурные конструкции моста Петра Великого на обложке. Смешные переводы справочных текстов. Фирма А.Лен представлена проектами и ни одной реализации. Вместо реализаций почти у всех сплошные визуализации. В виртуальных мечтах парят Новый Колизей и Ладожский вокзал, Уховский дом на Ждановке и каналы Инженерного замка, дом на Невском 137 Герасимова и дом на Крестьянском Явейна. Так начиналось.

Материализовались, правда, уже дома Рейнберга: на Манежной площади – где, по народной молве, долго жил, а может даже и родился Тургенев, и на Малой Дворянской. Крепко стоит еще свежий дом Митюрева на улице Одоевского. Маскируется зрелым модерном гараж на Волынском Мамошина. Но это, пожалуй, все.

Теперь красочные обложки с лауреатами Архитектона уступили место торжественно-благородным, одноцветным. Уже давно отправляются поезда с Ладожского вокзала, идет оживленный шопинг в «Стокманне» и «Галерее», подрастает новое поколение новых русских в домах на Шпалерной, Конной, на Фонтанке и на Крестовском острове. Все эти превращения из виртуального в материальное step by step в течение декады скрупулезно описаны в ежегоднике.

Возобновленная затея великих Лансере, Лидваля, Рериха, Фомина и Щусева знакомить «публику с произведениями современных художников и архитекторов» в целом остается неизменной и работает. А на идею работает ОАМ. Десять лет как рабы на галере или бурлаки на Волге волокут этот воз заявок, оповещений, сборов финансов, системных отборов материалов, контроля печати и тому подобного члены редакционной коллегии ОАМ. Зачем? Денег не платят за это.

Однако, кажется, теперь трудно себе представить культурную жизнь в Петербурге без «Архитектурного ежегодника». К тому же и Лидвалю приятно…

Рафаэль Даянов

Всякий исследователь архитектуры Санкт-Петербурга или просто любитель города и его истории с благодарностью и почтением открывает «Ежегодники Общества архитекторов-художников». Императорское общество архитекторов-художников было основано в Петербурге в 1903 году, и уже спустя три года Общество приступило к изданию собственного ежегодника. С 1906 по 1916 год вышло 11 выпусков, а после революции 1917 года последовал десятилетний перерыв. В период с 1927 по 1935 год вышло еще три выпуска.

Эти издания – настоящий кладезь знаний по истории архитектуры города, в том числе по истории развития стиля петербургской архитектуры предреволюционного периода. Ежегодники дают прекрасную возможность для подрастающего архитектурного «молодняка» изучить графические приемы выражения архитектурной мысли изобразительными средствами. А с каким интересом мы изучаем продолжение этого издания – выпуски Ежегодника Ленинградского отделения союза советских архитекторов (1940–1955 гг.), где встречаемся с работами уже наших учителей – А.С. Никольского, Е.А. Левинсона, А.А. Оля, И.И. Фомина, А.М. Соколова...

Действительно, история в точности повторяет свой путь спустя столетие. Вновь возникшее ядро архитекторов-подвижников в «чреве» Союза архитекторов – это Объединение архитектурных мастерских. Период становления и накопления сил, завоевание доверия рекламодателей и прочие перипетии, сопутствующие всякой серьезной инициативе. И вот уже десятый номер! Самое важное в этом событии – это непрерывность архитектурной мысли, непрерываемость истории развития города. И, несмотря на то что кому-то что-то  не нравится, эта временная связь все равно ведет нас в будущее.

Юрий Земцов

«Архитектурный ежегодник» стал фактором культурной жизни не только северной столицы, но и всей России. Коллеги по всей стране интересуются им, ждут выхода каждого нового номера.

Издание ярко и полноценно отражает состояние архитектурной жизни как в нашем городе, так и за его пределами. Здесь нередко публикуются работы наших зодчих, реализуемые в других регионах нашей страны и за ее пределами. Без преувеличения можно сказать, что ежегодник отражает состояние архитектурной профессии в целом. В нашем ежегоднике отражаются разные течения, предпочтения, вкусы архитекторов и заказчиков. При этом благодаря жесткому отбору, который ведет редакционная коллегия, ставится заслон произведениям маргинальным и грубым, и на суд читателя выносятся работы действительно высокого качества.

Очень важно, что на страницах ежегодника достойное место занимает ретроспектива – произведения архитекторов нашего города прежних лет, которое мы помним, ценим, на примере которых учимся и стараемся обеспечить преемственность.

Михаил Мамошин

Количество изданных номеров нашего издания, преемника Ежегодника Императорского общества архитекторов-художников, практически сравнялось с дореволюционным изданием, культурное значение которого сложно переоценить, а вот историческую значимость нашего издания покажет только время…  Тем не менее редколлегией ежегодно проводится первичный отбор проектов и построек для включения в ежегодник – это похоже на деятельность галерейщиков в изобразительном искусстве, дающей старт произведениям искусства. Дальнейшая судьба этих работ для истории города также во власти времени.

Десять лет редколлегия ведет беспристрастную фиксацию современного архитектурного процесса в Петербурге. Прошедшее десятилетие, безусловно, войдет в историю города как наиболее интенсивный период проектирования и строительства. В эти года активные созидательные процессы происходили как в историческом центре, после восьмидесятилетнего перерыва, так и в ленинградской части города, где, к сожалению, ничего выдающегося не происходило. Одним из немногих позитивных явлений нашего времени можно назвать появление «Нового Петербурга», возникшего между центром города и новостройками, на бывших промышленных территориях XIX – начала XX веков.

Выражаю огромную признательность нашим спонсорам, благодаря поддержке которых вышел в свет юбилейный выпуск «Архитектурного ежегодника». Также благодарю всех участников, предоставивших материалы в настоящее издание, и желаю всем нам адекватного улучшения ситуации в архитектуре и строительстве Петербурга.

Сергей Орешкин

Знаковое для Объединения архитектурных мастерских (ОАМ) Санкт-Петербурга и Санкт-Петебрургского союза архитекторов событие – издание десятого «Архитектурного ежегодника» работ петербургских зодчих за 2010-2011. Его презентация состоится 13 апреля в Доме архитектора на Большой Морской. И хотя количество работ меньше, чем в предыдущих выпусках, качество представленного в ежегоднике материала для меня лично не вызывает сомнений в объективном росте глубины творческого и технического анализа в работах коллег.

Ежегодник 2010–2011 продолжил традицию отбора и представления лучших проектов и построек архитектурных мастерских города за двухлетие и остается одним из немногих профессиональных изданий – источников независимой информации для широкого круга специалистов и людей, которым небезразлична современная архитектура Санкт-Петербурга.

В издании, слава Богу, нет никаких рейтингов и оценок, хотя в появлении последних от разного рода «градозащитников» сомневаться на приходится. К сожалению, по российской традиции хвалить прилично только иностранцев.

Вообще история издания ежегодников архитектурных союзов и обществ изобилует перерывами, связанными с многочисленными социальными и военными потрясениями в России. То, что современному поколению архитекторов удалось издать десять томов подряд, несомненно, заслуживает уважения и в какой-то мере отражает период стабильной работы архитектурных бюро до осени 2008 года.  Оппонентам архитекторов из сообщества новых критиков не удалось создать ни одного достойного внимания труда о современной архитектуре города, если за таковой не считать многочисленные, агрессивные до странности и при этом мало заметные выступления в прессе.

В этот раз ежегодник выходит в белой обложке, как символ чистоты и преданности выбранному непростому пути архитектора.

Олег Романов

К моменту выхода в свет первого ежегодника существовало некоторое число журналов, газет, освещающих архитектурную деятельность в Санкт-Петербурге.

Ряд этих изданий, просуществовав короткий период времени, исчезали с профессионального горизонта.

Другие – продолжали функционировать в типовом журнально-газетном режиме. Появление стабильного серьезного архитектурного издания требовала сама жизнь. Это произошло в 2001 году – одновременно с организацией Объединения архитектурных мастерских, которое и стало издавать этот архитектурный альманах. Наряду со многими дос-тоинствами  необходимо отменить одну особенность. К этому времени в нашем городе стали появляться богато изданные архитектурные, дизайнерские альбомы, каталоги с соответственной оплатой участия в них. В отличие от этих изданий ежегодники ОАМ формируются на основе только профессионального и качественного отбора без оплаты участия авторами. Как показала в дальнейшем жизнь, это единственно правильный путь показа архитектурных достижений.

«Ежегодник» продолжает пользоваться популярностью в архитектурной и неархитектурной среде, а также невольно побуждает к расширению деятельности ОАМ в виде выставок и международных встреч на профессиональном поприще. Многая лета этому замечательному изданию и его создателям!

Никита Явейн

В наш информационный век справочник – самая востребованная книга. Но ежегодник «Архитектура Петербурга» – не  просто справочник. Он резко выделяется в ряду коммерческих справочных изданий  прежде всего осмысленным и строгим отбором материалов и их несомненной общественной значимостью. За десять лет ежегодник претерпел серьезную эволюцию – от цехового сборника работ до книги, выхода в свет которой ждут представители самых разных профессий.

Причина такого интереса, на мой взгляд, не только в актуальности информации, но и в полноте картины. Постепенно прирастая рубриками (а сегодня к «Проектам» и «Постройкам» добавлены «Конкурсы», «Ретроспектива» и т.д.), ежегодник стал изданием, дающим представление одновременно о прошлом, настоящем и будущем петербургской архитектуры. С этим можно поздравить редакционную комиссию и весь издательский коллектив.

Думаю, что, как всякое живое начинание, ежегодник будет развиваться и дальше. На мой взгляд, в нем могли бы появиться аналитические материалы, рассказывающие о главных событиях, проблемах и тенденциях ушедшего года, о том, чем этот год отличался от прочих.

Владимир Попов, президент Санкт-Петербургского союза архитекторов

Это была замечательная идея – возродить издание работ петербургских архитекторов в традициях ежегодников, которые выходили в дореволюционном Санкт-Петербурге. Поначалу, правда, идея казалась нереализуемой: начало ХХI века – довольно суровые времена с далеко не самыми радужными профессиональными перспективами. Были опасения: удастся ли поддерживать ежегодное издание серьезного иллюстрированного тома.

Идея оказалась плодотворной, и ныне «Архитектурный ежегодник» благополучно издается и процветает. За это следует сказать большое спасибо людям, которые его при-думали и продолжают издавать из года в год, несмотря на многочисленные сложности.

Петербургский ежегодник стал своеобразной визитной карточкой и фирменным подарком нашего творческого союза. Его дарят людям достойным, понимающим в архитектуре и уважающим труд зодчего.

Коллеги, которые занимаются архитектурной практикой, почитают за честь опубликовать свои работы в ежегоднике. Требовательное профессиональное жюри ведет отбор тщательно и справедливо. Публикация в ежегоднике – своеобразный знак качества для архитектора.

Подобного издания в России больше нет. Поэтому наш ежегодник – объект белой зависти коллег из других регионов.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020