Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2011 / 08 / Под угрозой архитектурного секонд-хэнда

Актуальная тема

Под угрозой архитектурного секонд-хэнда

22 ноября с.г. Госдумой принят во втором чтении проект федерального закона №598619-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части осуществления на территории Российской Федерации строительства на основании зарубежной проектной документации повторного применения.
Приводим подготовленную Правительством РФ пояснительную записку, которой сопровождается законопроект, ряд его статей и комментарий нашего эксперта.

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на установление возможности осуществлять на территории Российской Федерации строительство на основании проектной документации, которая разработана и утверждена в государствах-членах Европейского Союза и других иностранных государствах, включенных в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (зарубежная проектная документация повторного применения).

Законопроект разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации по внедрению Еврокодов в строительстве и обеспечению реализации типовых зарубежных проектов.

Законопроект направлен на создание условий реализации на территории Российской Федерации наиболее интересных проектов, уже осуществленных за рубежом.

В виду сейсмических и климатических особенностей осуществление строительства на территории Российской Федерации на основании зарубежной проектной документации повторного применения представляется возможным только при соблюдении ряда требований, которые установлены законопроектом. К таким требованиям относятся:
1) разработка и утверждение зарубежной проектной документации повторного применения в государстве-члене Европейского Союза или другом государстве, перечень которых утверждается Правительством;
2) наличие построенного на основании такой проектной документации и введенного в эксплуатации объекта на территории соответствующего иностранного государства;
3) объект, строительство которого планируется, не является особо опасным, технически сложным и уникальным;
4) соответствие сейсмических и климатических нагрузок (снеговые, температурные, ветровые), на которые рассчитан объект, нагрузкам, характерным для территории, на которой планируется его строительство.

В целях устранения возможности злоупотребления правом осуществления строительства на основе зарубежной проектной документации повторного применения и обеспечения безопасности таких объектов в такую проектную документацию допускается внесение изменений только в части конструктивных решений фундаментов с учетом результатов инженерных изысканий и в части внутренних сетей объекта в целях обеспечения подключения его к сетям инженерно-технического обеспечения.

Наряду с вышеуказанными нововведениями, законопроект предусматривает изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части установления обязанности застройщика и проектной организации по выполнению действий и разработке документации, необходимой для «привязки» объекта к местности, введения нового документа – декларации о соответствии зарубежной проектной документации повторного применения объекта капитального строительства условиям ее применения на территории Российской Федерации, установления перечня документов, необходимых для получения разрешения на строительство в соответствии с зарубежной проектной документацией повторного применения и ввод построенного на ее основании объекта в эксплуатацию, введения ряда особенностей осуществления государственной экспертизы зарубежной проектной документации повторного применения. В частности, предметом такой экспертизы будет являться соответствие конструктивных решений фундаментов результатам инженерных изысканий, нагрузкам и воздействиям здания, а также соответствие сейсмических и климатических нагрузок (снеговых, температурных, ветровых), на которые рассчитан объект, нагрузкам, характерным для территории, на которой планируется его строительство.

Учитывая, что строительство в соответствии с зарубежной проектной документацией повторного применения осуществляется на основании требований безопасности, содержащихся в технических регламентах и иных документах иностранного государства, в соответствии с законодательством которого разработана проектная документация, законопроект предусматривает, что требования безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, содержащиеся в технических регламентах, положениях стандартов, сводов правил или до их вступления в силу нормативных правовых актах Российской Федерации, нормативных документах органов исполнительной власти, не распространяются на строительство таких объектов и их эксплуатацию.

Эксплуатация таких объектов должна осуществляться в соответствии с требованиями безопасности, в том числе пожарной, экологической, санитарно-эпидемиологической, содержащихся в технических регламентах и иных документах иностранного государства, в соответствии с законодательством которого разработана проектная документация.

В этой связи соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», в том числе в части уточнения предмета государственного контроля (надзора) при эксплуатации таких объектов.

При этом ответственность за принятие решения о применении на территории РФ зарубежной проектной документации повторного применения и соответствующих требований безопасности при их эксплуатации возлагается на застройщика.

Выдержки из проекта федерального закона №598619-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 1
1) статью 48 дополнить частями 151 - 159 следующего содержания:

151. Строительство объектов капитального строительства может осуществляться в соответствии с проектной документацией, которая разработана и утверждена в государствах – членах Европейского союза и других иностранных государствах при соблюдении следующих условий:
1) применяемая повторно иностранная проектная документация объекта капитального строительства разработана и утверждена в соответствии с законодательством иностранного государства, включенного в указанный в части 152 настоящей статьи перечень, не ранее даты, установленной Правительством Российской Федерации для такого вида объекта, и в соответствии с этой проектной документацией на территории такого иностранного государства построен и введен в эксплуатацию объект капитального строительства;
2) объект капитального строительства не является особо опасным, технически сложным или уникальным в соответствии со статьей 481 настоящего Кодекса;
3) сейсмические нагрузки и воздействия, климатические воздействия (ветровые, снеговые, температурные воздействия), на устойчивость к которым рассчитан объект капитального строительства в соответствии с проектной документацией, соответствуют минимальным требованиям сейсмической безопасности согласно сейсмическому районированию и климатическим воздействиям, характерным для территории, на которой планируется строительство такого объекта.

152. Виды объектов капитального строительства, строительство которых допускается в соответствии с применяемой повторно иностранной проектной документацией, перечень государств – членов Европейского союза и других иностранных государств, в соответствии с законодательством которых разработана и утверждена проектная документация, на основании которой допускается осуществлять строительство на территории Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

153. Для строительства в соответствии с применяемой повторно иностранной проектной документацией лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, разрабатывает:
1) схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
2) декларацию о соответствии применяемой повторно иностранной проектной документации объекта капитального строительства условиям ее применения на территории Российской Федерации, указанным в пунктах 1–3 части 151 настоящей статьи.

154. В разрабатываемой в соответствии с пунктом 2 части 153 настоящей статьи декларации о соответствии применяемой повторно иностранной проектной документации объекта капитального строительства условиям ее применения на территории Российской Федерации указываются требования безопасности, в том числе пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, экологические, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы либо требования, которые содержатся в технических регламентах, санитарно-эпидемиологических регламентах или иных документах иностранного государства, в соответствии с законодательством которого была разработана проектная документация, и соблюдение которых при эксплуатации объекта капитального строительства обеспечит безопасность такого объекта и отсутствие вредного воздействия факторов среды обитания на человека. В этой декларации также указывается соответствие конструктивных решений фундамента объекта капитального строительства, предусмотренных применяемой повторно иностранной проектной документацией, результатам инженерных изысканий, нагрузкам и воздействиям на такой объект, за исключением случая, предусмотренного частью 156 настоящей статьи.

156. В случае, если лицом, осуществляющим подготовку применяемой повторно иностранной проектной документации, установлено несоответствие конструктивных решений фундамента объекта капитального строительства, предусмотренных применяемой повторно иностранной проектной документацией, результатам инженерных изысканий и (или) нагрузкам и воздействиям на такой объект, указанное лицо в целях улучшения характеристик надежности и безопасности такого объекта вносит изменения в применяемую повторно иностранную проектную документацию в части конструктивных решений фундамента объекта капитального строительства с учетом результатов инженерных изысканий и (или) нагрузок и воздействий на такой объект.

157. В целях обеспечения технологической возможности подключения строящегося в соответствии с применяемой повторно иностранной проектной документацией объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в применяемую повторно иностранную проектную документацию лицом, осуществляющим подготовку этой проектной документации, могут быть внесены изменения в части входящих в состав такого объекта сетей инженерно-технического обеспечения.

158. Внесение изменений в применяемую повторно иностранную проектную документацию, за исключением указанных в частях 156 и 157 настоящей статьи случаев, не допускается.



В.Э. Лявданский

Мне кажется , что выход этого закона знаменует собой появление качественно новой ситуации на  российском проектно-строительном рынке. С одной стороны, с точки зрения международной практики, этот закон конечно же является нонсенсом. Он направлен не только против отечественного профессионального сообщества архитекторов и проектировщиков, но и против отечественного строительного бизнеса. Ведь в первую очередь этим законом смогут воспользоваться крупные иностранные инвестиционно-строительные  компании. И хотя список стран, откуда проекты повторного применения будет разрешено «импортировать» еще не определен, можно себе представить как наши финские и скандинавские соседи радостно потирают руки, предвкушая теперь уже беспрепятственное вхождение на российский рынок. Впредь, возможно,  от них  не потребуется даже соблюдения таких формальностей как получение допусков.

С другой стороны этот закон фактически прямо указывает на то, что отечественные санитарные и пожарные нормы являются главным тормозом инвестиционной деятельности в строительстве, ведь иностранные проекты повторного применения не нужно будет приводить в соответствие с этими нормами. Кроме того понятно, что закон направлен против забюрократизированности процедуры прохождения проектами согласований и получения разрешения на строительство. По сути дела  он демонстрирует, что наш законодатель не знает или не хочет знать как цивилизованно преодолеть эти проблемы.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020