Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2011 / 08 / Будущее музея мирового океана

Конкурс

Будущее музея мирового океана

Иллюстрация_№1
Музей Мирового океана в Калининграде начал формироваться, когда легендарное научно-исследовательское судно «Витязь» (его идеологией было освоение пространств Мирового океана) пришвартовалось на вечную стоянку у набережной реки Приеголь.
Со временем к «Витязю» присоединились НИС «Космонавт Виктор Пацаев», подводная лодка, сейнер. Параллельно шел процесс освоения набережной (ныне наб. Петра Великого): реконструкция старых пакгаузов и строительство новых зданий и павильонов музея. В 90-х гг. прошлого века было построено новое здание Музея океана по проекту петербургского архитектора В.А. Гаврилова, победившего в международном конкурсе.
Музей океана постоянно развивается. Ему переданы некоторые исторические здания Кенигсберга. Ледокол «Красин», стоящий в Санкт-Петербурге, – также филиал музея. В перспективе и барк «Крузенштерн» может встать на вечную стоянку у наб. Петра Великого.
В новом веке возникла идея строительства главного экспозиционного корпуса музея с целью пространственного объединения существующих зданий и экспонатов, а также создания знакового образа единственного в мире полнопрофильного Музея Мирового океана.
В соответствии с этим замыслом в III-IV кварталах 2011 года был проведен конкурс на фор-эскиз архитектурного решения главного экспозиционного корпуса и тендер на архитектурно-художественное решение экспозиции Музея океана. В обоих случаях победу одержала петербургская творческая группа О.С. Романова (ЗАО «АМР» и ООО «Санкт-Петербургский институт архитектуры»).

Участники архитектурного конкурса:
Архитектурная группа «А-2». Санкт-Петербург
Васютин О.И. Калининград
ГУП МНИИП «Моспроект-4», Боков А.В., Москва
«Другая архитектура». Калининград
Еремеев В.Г. Калининград
Кохан Е.Н. Калининград
Костромин Е.В. Калининград
Ли И.В. Калининград
ПТАМ В.А. Гаврилова. Санкт-Петербург
Архитектурная мастерская О.С. Романова. Санкт-Петербург

Авторитетное международное жюри, возглавляемое директором Музея Мирового океана С.Г. Сивковой, отметило проекты трех авторских коллективов:
I премия - Архитектурная мастерская О.С. Романова.
II премия - ГУП МНИИП «Моспроект-4».
III премия - Васютин О.И.

Проект победитель – образное решение, функция, интерьер
Первый постулат формообразования Музея Мирового океана – форма шара. Шарообразная форма всегда применялась в архитектуре как изначальный самодостаточный «атом» формообразования, означающий символ таинственности и первозданности в диапазоне от крупных форм до декоративных элементов.
Второй постулат предлагаемой архитектурной формы – океанская волна. В предлагаемом архитектурном решении вздыбленная стеклянная структура, напоминающая волну, огибает шарообразное здание музея и врывается в интерьер, создавая в главном многосветном пространстве ощущение «малости и величия».
В задании на проектирование сформулирована одна из главных задач музея – формировать целостное планетарное мировоззрение и показывать связь Мирового океана с органическим миром Земли. Соответственно, экспозиция размещается в едином пространстве шарообразного вида, предпочтительном для восприятия земного шара и водных просторов, занимающих 92% поверхности Планеты.
Новое здание музея предлагается разместить на набережной Петра Великого. С градостроительной точки зрения значительный объем нового экспозиционного корпуса должен размещаться в начале всей «цепочки» существующих музейных зданий и натурных экспонатов с эффектными видовыми характеристиками как на центр города, так и из центра. Светящийся шар и «волны» должны хорошо восприниматься из центра и доминировать как знаковая форма для центра города.
Все объекты комплекса связываются пешеходной галереей с соответствующими переходами на корабли (в уровне палубы) и музейные здания на уровне входов. В вариантах: травалаторы, пандусы.
Шарообразное здание отражается в искусственном декоративном водоеме (глубина ~ 50 см.).
Водоем пересекает цепь мостов – воспоминаний о старинных мостах Кенигсберга со спусками к яхтенным причалам.
Образная характеристика интерьера базируется на показе мощи водной стихии в виде океанской волны и материально-ассоциативном развитии мессианской темы сохранения природы и ее обитателей.
Многосветное пространство главного зала должно кроме создания ощущения «малости и величия» соответствовать своей объемной характеристикой размещению крупногабаритных экспонатов. Кроме этого, «зал Волны» может использоваться для конференций, концертов и т.п.
Проектом предлагается многоуровневая «палубная» экспозиция без классических залов и коридоров, а с перетеканием музейного пространства как по вертикали, так и по горизонтали. «Палубное» размещение экспозиции позволяет создавать двухсветные пространства для крупных экспонатов и формирования ощущения единства всех музейных разделов,
На самом верхнем уровне размещается медиакомплекс. Из зоны медиакомплекса и приема батисфер можно подняться на видовую площадку.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020