Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2011 / 04 / Современное церковное зодчество

Выставка работ петербургских архитекторов

Современное церковное зодчество

Профессор игумен Александр (Федоров)

Председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам, кандидат богословия, кандидат архитектуры.

В конце 2010 года Союз архитекторов Санкт-Петербурга принял решение о проведении в северной столице выставки объектов православного культового назначения, построенных и спроектированных петербургскими архитекторами за последние 20 лет. Для отбора и подготовки материалов к выставке была сформирована рабочая группа во главе с президентом Спб Союза архитекторов В.В. Поповым. В ее состав вошли также игумен о. Александр Федоров, архитектор Даянов Р.М., архитектор Мамошин М.А., архитектор Романов О.С., архитектор Соколов Г.Б., архитектор Яковлев К.В. Экспозицию готовила редакция архитектурного журнала «Капитель». На выставку были отобраны 44 работы: постройки и проекты, выполненные архитекторами Санкт-Петербурга.
Эта первая в России подобная выставка стала этапом подготовки петербургского творческого союза к всероссийской выставке, которую Совет по архитектуре САР планирует провести в рамках декабрьского форума «Русь православная».

Иллюстрация_№1

Я очень рад, что эта выставка состоялась – сначала в Доме архитектора, затем в Духовной академии. Позже, как мы надеемся, она станет частью экспозиции всероссийской выставки в Москве. Это большой шаг вперед в сравнении с тем, что у нас делалось много лет, когда каждый творил кулуарно, обособленно, без адекватной реакции общественности, профессионалов и церковных кругов. Жаль, что в экспозицию вошло далеко не все, что построено и, тем более, спроектировано у нас в городе и области за последние годы. В частности, мне жаль, что не был представлен Казанский храм на Красненьком кладбище архитектора Харитоненко и многие другие. Но даже при всей неполноте данных, у нас уже появляется первая статистика, мы можем делать обобщения и говорить о тенденциях. Этому процессу помогают и индивидуальные исследования, проводимые искусствоведами – так, недавно одна моя аспирантка защитила диссертацию по теме современных тенденций храмостроения по России в целом. Становятся более понятными стилистические предпочтения, плюсы и минусы происходящего. Данная выставка выявляет те же процессы, но на нашем локальном петербургском материале.

Увиденное позволяет говорить, что есть положительная динамика: от первых единичных храмов в конце 1980-х годов мы пришли к активному их строительству в середине 1990-х и, наконец, сегодня уже все привыкли к тому, что церкви строятся повсеместно. Такое количественное накопление материала и его адаптация во времени необходимы, чтобы постепенно подготовить почву для качественного прорыва. Ведь при всех озвученных плюсах я придерживаюсь мнения, что мы находимся сейчас на стадии ученичества, и потребуется еще немало усилий для достижения периода зрелости.

Характерными симптомами ученичества является весьма некритичное обращение подавляющего большинства авторов к наследию прошлого, которое сводится порой к прямому цитированию. В этом смысле хотелось бы развития. Примером может служить та методика, которую использовали наши предшественники эпохи модерна, когда очевидное обращение к историческим прототипам позволяло, тем не менее, уверенно идентифицировать новые храмы как постройки начала ХХ века, а не XVII и не XII. Сегодняшние церкви, конечно, тоже поддаются идентификации, но наши архитекторы должны сделать все, чтобы эта подлинность высказывания была более принципиальной. Я имею в виду не отличие ради отличия, не дань тем разрушительным тенденциям, которые мы наблюдаем в современной архитектуре – напротив, храмовая архитектура должна подразумевать некую незыблемость и уверенно противостоять негативным течениям. Но противостоять с позиций опыта всех двадцати столетий, прошедших с Рождества Христова. В этом смысле развитие еще предстоит, и такие выставки, которые, надеюсь, станут традицией, дают ему новый плодотворный импульс.

Как и все творчество, церковное искусство в особенности является очень хорошим индикатором состояния человеческой души. Неоднократно уже бывало так, что вполне неплохой, но не имеющий церковного опыта художник берется писать икону, и у него получается не икона, а китч. При этом сам автор этого не видит, а коллеги видят. В церковном зодчестве все несколько тоньше и сложнее, но суть та же. Чем глубже человек вникает в проблему, тем больше шансов на успех. В данном случае архитектор должен жить церковной жизнью. В идеале архитектор, проектирующий храмы, должен сочетать в себе и архитектурное образование, и талант, данный от Господа, и собственный опыт церковной жизни, и богословские познания, и глубокое изучение истории архитектуры… При наличии всех этих качеств работа может быть более эффективной – однако это условия, так сказать, необходимые, но недостаточные. Для создания выдающегося произведения требуется еще нечто СВЕРХУ – иными словами, Божие благословение. В то же время мы можем допустить, что человек мало воцерковленный может родить какую-то свежую идею, приобщаясь по ходу дела к новому для него опыту. В этом случае процесс может быть и обратным, когда работа по проектированию храма помогает архитектору воцерковиться. Жизнь многообразна и не укладывается в готовые схемы, и любое накопление церковного и профессионального опыта должно в конце концов помочь нам выйти на новый качественный этап, которого мы ждем. Данная выставка – очень полезный вклад в этот процесс.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020