Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2011 / 04 / Сохранение через развитие, развитие через сохранение

История

Сохранение через развитие, развитие через сохранение

Наш сегодняшний рассказ об истории  городского ведомства, отвечающего за использование и охрану объектов культурного наследия.

Иллюстрация_№1

В апреле 1828 был подписан Императорский указ о строительстве Министерства народного просвещения и Дирекции императорских театров, составивших ансамбль Театральной улицы. Ныне она носит имя архитектора обоих симметричных классических зданий 22-метровой высоты и 220-метровой длины фасадов – Карло Росси.

История дела государственной охраны памятников в России начинается в петровские времена. В 1723 году первый русский император-реформатор издал указ о сооружении специального каменного навеса для «сохранения на пребудущие годы Красных хором, что на Санктпетербургском острову». Первоначальный дворец сохранился до наших дней. Отметим, что уникальностью своего облика наш город обязан во многом благодаря жесткому градостроительному регулированию, которому петербургская застройка подлежала и следовала со дня основания.

Система регламентации, действовавшая в дореволюционное время, в основном, включала технические параметры, на архитектурно-пространственное решение влияли ограничения, касающиеся лицевых фасадов. В то время, когда были построены большинство существующих ныне в историческом центре зданий (1812–1990 гг.) регулировались ширина улиц, минимальные размеры дворов, высота до карниза лицевых корпусов и основные параметры их фасадов. Так складывались основные средовые характеристики застройки.

В 1832 году был издан «Устав строительный», содержавший все сохранившиеся на тот момент (с 1737 года) силу указы и законы, организационно-административные и нормативные положения – 368 статей. Он предписывал осуществлять застройку только в соответствии с градостроительными проектами, а строительство отдельных зданий частными лицами – по «Высочайше утвержденным» фасадам лицевых корпусов (окна, простенки, высота кровли). Каменные здания разрешалось строить без разрывов. «Устав строительный» переиздавался в 1857 и в 1900 годах с дополнениями и уточнениями, касающимися городской застройки, и действовал вплоть до 1917 года. В советский период был провозглашен переход от охраны отдельных памятников к охране их исторического окружения. Реконструкция регулировалась различными ведомственными нормами и инструкциями, не имевшими законодательной силы.

История Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга (КГИОП) берет начало с 15 ноября 1918 года, когда был создан Отдел по делам музеев и охраны памятников – прямой предшественник нынешнего Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Это учреждение стало первым государственным органом по охране памятников в России. В 1920–1930-е годы сотрудниками отдела была проведена научная регистрация памятников, приняты меры по сохранению имущества ликвидированных церквей, проведены работы по созданию историко-бытовых музеев в Строгановском, Шереметевском, Шуваловском и других дворцах. Заслугой отдела следует признать утверждение в 1935 году списка памятников, состоящих под охраной государства – основного учетного документа, представляющего историческую и практическую ценность. Собранные материалы по истории памятников: обмеры, фотофиксация, переписка по текущим вопросам охраны и реставрации – легли в основу образованного в 1936 году архива Отдела по охране памятников.

Переломным моментом в истории охраны культурного наследия Ленинграда стала Великая Отечественная война. Несмотря на все тяготы и трудности военного времени, в блокадном Ленинграде проводилось устройство защитных сооружений, маскировка, укрытие, обмеры и фотофиксация объектов. Был создан аварийно-восстановительный батальон. Продолжалась научная деятельность, велся учет причиненного ущерба. В ноябре 1943 года в структуре Городского управления по делам архитектуры была создана Государственная инспекция по охране памятников (ГИОП) вместо отдела, существовавшего при Комитете но делам искусств. О героизме и самоотверженности, проявленных в блокаду, сказано много, но до сих пор для сотрудников охранного ведомства эталоном профессионализма и бесценным рабочим материалом являются те обмерные чертежи, которые были выполнены в условиях нечеловеческих лишении блокадного времени.

В послевоенные годы ГИОП совместно с реставраторами разрабатывал методику восстановления зданий и сооружений, активно занимался расширением государственного списка памятников, изучением историко-архитектурного наследия Ленинграда. Именно ленинградский опыт положен в основу многих правительственных организационно-методических документов по охране и реставрации памятников истории и культуры.

В 1988 году ГИОП был переименован в Управление государственной охраны памятников истории и культуры, которое подчинялось вновь созданному Главному управлению по охране, использованию и реставрации памятников. В 1996 году по распоряжению мэра Санкт-Петербурга учреждение получило самостоятельность, а согласно приказу губернатора от 24 января 1997 года было преобразована в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).

В настоящее время под государственной охраной в Санкт-Петербурге состоят более 6500  памятников истории и культуры федерального и регионального значения и почти две тысячи выявленных объектов культурного наследия.

Счет памятников идет сегодня на тысячи. Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В нашем городе действовали и запущены многие реставрационные программы. Ансамбли Смольного монастыря, Петропавловской крепости, Александро-Невской лавры и Ораниенбаума, Адмиралтейство, Александрийский, Михайловский и Каменноостровский театры, Академия русского балета и Капелла, Мариинская больница, Каменноостровский, Аничков, Гатчинский, Павловский, Елагиноостровский, Юсуповский дворцы, Великокняжеский дворец Алексея Александровича, Крюковские казармы, Троицкий собор, Анниенкирхе, Крестовоздвиженская церковь, церковь подворья Киево-Печерской лавры, особняки Шереметева, Мясникова, дом Зингера, Новая Голландия…

В  2005 году КГИОП разработал, а правительство Санкт-Петербурга утвердило «Петербургскую стратегию сохранения культурного наследия». Девизом стратегии стала формула «сохранение через развитие, развитие через сохранение».

При подготовке публикации использованы материалы книги «Охрана памятников Санкт-Петербурга», подготовленной КГИОП к 90-летию ведомства.

В.А. Дементьева,
председатель КГИОП

– Санкт-Петербург – уникальное градостроительное образование не только Европы, но и мира. Не существует такого второго города на Земле, нет такой цепи блистательных архитектурных ансамблей, нет такой захватывающей дух панорамы невских берегов с самыми роскошными и протяженными набережными, уходящими к горизонту проспектами. В немалой степени уникальностью своего облика город обязан тому же градостроительному регулированию, которому петербургская застройка подлежала с самого своего. Практика установления строгих правил, как и все в нашем городе, восходит к временам Петра Великого, же¬лавшего создать здесь тот парадиз, что превзойдет другие европейские столицы и станет образцом для преображения всей державы.

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020