Архитектурный Петербург
электронный бюллетень

Информационно-аналитический бюллетень

Союза архитекторов Санкт-Петербурга,

Объединения архитектурных мастерских Санкт-Петербурга,

Ассоциация СРО «Гильдия архитекторов и инженеров Петербурга»

Главная / Архив / 2011 / 01 / Главные ворота Астаны

Петербург и мир

Главные ворота Астаны

Архитектурная мастерская «Студия 44» (руководитель Н.И. Явейн) выиграла международный заказной архитектурный конкурс на лучший эскизный проект вокзального комплекса в столице Казахстана Астане.
С победой в конкурсе руководителя мастерской Никиту Явейна поздравил лично президент Нурсултан Назарбаев.


Авторы проекта

Архитекторы:
Н.И. Явейн (руководитель),
В.А. Зенкевич (ГАП),
С.И. Аксенов,
Ю.Н. Ашметьев,
М.С. Виноградова,
И.Е. Григорьев,
В.С. Жукова,
И.В. Кожин,
В.И. Лемехов,
Е.А. Новосадюк,
Г.С. Снежкин,
А.В. Станчинский,
К.О. Счастливцева,
М.В. Явейн

Конструктор:
В.И. Герштейн

Тексты:
Л.Н. Лихачева

Макет:
Я.С. Ициксон

Архитектурная мастерская «Студия 44»
(руководитель Н.И. Явейн)

Иллюстрация_№1

Вокзальный комплекс Астаны в проекте мастерской «Студия 44» – не просто железнодорожная станция. Он трактован авторами как главные наземные ворота столицы Казахстана. Петербургские архитекторы предлагают установить их в створе перспективной пробивки одной из важнейших городских автомагистралей – улицы Г. Мустафина.

Дислокация вокзала на перекрестке главных путей, в точке пересечения линий железной дороги, автодороги и легкого метро превращает его в крупный транспортно-пересадочный узел, в фокус притяжения больших людских масс и средоточие их деловой активности. В таких местах естественно появление многофункциональных сооружений, объединяющих в себе различные виды обслуживания помимо собственно транспортного. Так, в данном проекте здание вокзала дополнено коммерческим корпусом, который вмещает гостиницу, бизнес-центр, торгово-развлекательный комплекс. Подобная концентрация основных и сопутствующих функций обладает мощным синергетическим эффектом. Строительство вокзала становится градообразующим фактором, дающим импульс к развитию сопредельных городских территорий.

Предложению «Студии 44» присущ  выразительный архитектурно-пространственный эффект. Возвышающиеся в многокилометровой перспективе улицы Мустафина главные ворота Астаны будут смотреться как Арка Дефанс в перспективе Елисейских полей. Это придаст вокзальному комплексу статус одной из главных визитных карточек казахской столицы, интегрирует его в ряд ключевых, знаковых построек Астаны, в систему доминант столицы Казахстана.

Архитектура комплекса: композиция, образы и смыслы

Размещение вокзала на конкорсе над железнодорожными путями – наиболее современный способ компоновки вокзальных зданий. Вокзал-мост практически повсеместно пришел на смену вокзалам «берегового» типа благодаря большей эффективности, компактности, более рациональному использованию пространства.

Две основные части вокзального комплекса – собственно вокзал и размещенный по другую сторону путей коммерческий корпус – интегрированы в единое целое. Перед обоими фасадами сооружения устроены привокзальные площади. Площадь со стороны улицы Махтумкули оформлена в виде «террасированного парка». Этот искусственно созданный рельеф привнесет элемент живости и разнообразия в преимущественно плоский ландшафт города. Еще один объект лэнд-арта расположен на эксплуатируемой кровле коммерческого корпуса: на всем его протяжении экспонируются различные стили и приемы садово-паркового искусства.

Наиболее выразительная составляющая архитектуры комплекса – прозрачная структура покрытия в виде гиперболического параболоида, чей конструктивный рисунок воспроизводит в гигантском масштабе решетчатую структуру кереге (деревянная складная решетка в остове разборной казахской юрты). Форма гиперболического параболоида не только выразительна, но и технологична, проста в изготовлении, идеально подходит для перекрытия больших пространств и не создает лишних кубометров отапливаемого объема.

Арка встает над вокзалом и ведущими к нему дорогами, как радуга над степью, подчеркивая грандиозный размах Астаны и ее необъятные просторы. Плавный абрис арки родственен мягким очертаниям холмов и курганов Казахстана, но в то же самое время он наделен конструктивной жесткостью седла и упругостью лука.

Под сводами арки образуется единое пространство, в котором пассажирам будет легко ориентироваться. Благодаря прозрачным ограждениям с высоты  распределительного зала (отм. +12,000) и двух его ярусов (отм. +15,900 и +19,800 соответственно) будут открываться захватывающие виды Астаны.

Функциональная организация и зонирование

В составе вокзального комплекса можно выделить два основных объема: здание вокзала и коммерческий корпус.

Здание вокзала

Подвальный этаж  (отм. –3,300) разделен на две части заглубленной улицей Г. Мустафина с транзитным движением. Симметричная композиция дает возможность четкого разделения потоков, что особенно важно при работе вокзала в режиме «основных событий». Восточная (правая) часть здания предназначена для пассажиров отправления, западная (левая) часть здания – для  пассажиров прибытия. В подвальной части вокзала расположены остановки общественного транспорта, заведения торговли и общественного питания, служебные и технические помещения.

На платформах (отм. +4,200) устроены павильоны с эскалаторами, лифтами и лестницами. К береговой платформе предусмотрен подъезд автомобилей для встречи официальных делегаций.

На промежуточном этаже (отм. +8,400) расположены помещения полиции, камеры хранения и часть административных помещений.

На уровне конкорса (отм. +12,000) находится главный распределительный зал с зонами ожидания, сервисные службы, служебные и административные помещения вокзала. Здесь расположены билетные кассы, справочное бюро, туристическое агентство, служба такси, медпункт, почта, банк, предприятия торговли и общественного питания, часть камер хранения, салон красоты, санитарные узлы, мастерская мелкого ремонта, химчистка, а также блок административных помещений.

На первом антресольном этаже (отм. +15,900) находятся залы ожидания, предприятия торговли и общественного питания.

На втором антресольном этаже (отм. +19,800) расположены зал официальных делегаций с сервис-центром и VIP-зал с сервис-центром.

Коммерческий корпус

Коммерческий корпус связан со зданием вокзала крытыми и открытыми переходами.

Все помещения коммерческого корпуса группируются вдоль атриумного пространства (пассажа).

На первом этаже (отм. +2,700) в центральной части здания расположен многозальный кинотеатр (мультиплекс), в составе которого: входная зона, пять зрительных залов, кафе-бары и служебные помещения.

В восточной части здания на отметках +1,800, +5,400 и +8,700 расположена гостиница на 128 номеров с комнатой матери и ребенка. В первом этаже гостиницы находится спортивный комплекс с бассейном и тренажерными залами.

В западной части здания на отметках +1,800, +5,400 и +8,700 расположен бизнес-центр с конференц-зоной в уровне атриума.

По четвертому этажу (отм. +12,000) проходит торговый пассаж, сформированный  магазинами и предприятиями общественного питания.

В конкурсе были представлены 10 проектов.
Из них заказные:

Kann Finch (Австралия)

HOK (Великобритания. США. Китай)

GMP - von Gerkan, Marg und Partner (Германия)

Архитектурная мастерская «Студия 44» (Россия)

Аtelier 4d Architekten (Германия)

Инициативные:

ТОО «ВЛ» (Казахстан, г. Астана)

ТОО «Астанапроект» (Казахстан, г. Астана)

Viallant (Турция)

ТОО «Дан-Ко» (Казахстан, г. Астана)

ТОО «Интеринжпроект» (Казахстан, г. Алматы)

 

©  «Архитектурный Петербург», 2010 - 2020